Новости



Владимир Старков дал интервью журналу «Рекламные технологии»

26 Ноября 2008

Полный текст интервью:

Спросите что такое сайт у маркетолога и программиста, и вы убедитесь, что в их определениях не совпадает ни одно слово. Рекламное агентство (РА) и веб-разработчик находятся по разные стороны баррикад, но работают для достижения одной цели — создания эффективного маркетингового инструмента. Как сделать, чтобы это сотрудничество протекало максимально комфортно для обеих сторон? И что не нужно делать, чтобы загубить будущий сайт? Об этом мы поговорили с генеральным директором компании iTrack — Владимиром Старковым.

«РТ»: Что именно РА может заказывать у технического разработчика (сайты, системы управления)?

Как правило, сотрудничество строится на полном или частичном аутсорсинге по созданию решений, работающих на веб-технологиях. Обычно все начинается с передачи на разработку сайтов, которые нужно сделать для клиентов рекламного агентства.

Здесь есть несколько вариантов путей сотрудничества:

  • полная передача клиента в обмен на процент от заказа. Однако, как правило, агентство самостоятельно общается клиентом в ходе разработки сайта. Наша компания для заказчика абсолютно прозрачна, это означает, что исполнителем для клиента является агентство, с клиентом мы не общаемся. Этот вариант удобен, так позволяет сохранить ощущение мультисервисности у клиента по отношению к РА;
  • разработка сайта может быть комплексной, т.е. мы делаем дизайн, верстаем и программируем, либо частичной, когда агентство разрабатывает дизайн, а мы делаем все остальное;
  • зачастую РА передают нам функционально более сложные проекты. Это интернет- и корпоративные порталы, интернет-сервисы, внутренние учетные системы и даже запросы на системную интеграцию программного обеспечения.

«РТ»: Скажите, в чем разница между сайтом и веб-системой. Каковы их плюсы и минусы?

Сайт — это, как правило, инструмент маркетинга или продаж (корпоративный сайт или интернет-магазин). Он размещен в Интернете и общедоступен, его функциональные возможности редко выходят за рамки стандартных.

Веб-система — это продукт с уникальными функциональными возможностями, например, CRM -система, разработанная специально под нужды конкретной компании.

«РТ»: Исходя из вашего опыта, разработку чего заказывают чаще и почему?

Чаще всего заказывают разработку сайтов, интернет-магазинов, корпоративных и интернет-порталов.

«РТ»: А какие особенности есть в этой работе? Что должны знать агентства, обращаясь к «технарям»?

Рекламное агентство и веб-разработчик, работающие в тандеме – это очень эффективный союз. У рекламистов традиционно сильный маркетинг, но программирование — не их сильная сторона, у «технарей» все наоборот. Они дополняют друг друга, но самое сложное для них — найти общий язык. К сожалению, именно непонимание становится камнем преткновения и нередко приводит к проблемам.

Прежде всего, следует помнить, что партнер, скорее всего, не знаком с чужой, хотя и шагающей с ним бок о бок, отраслью. Рекламному агентству следует в начале работы дать понять партнеру, что в программировании для них нет ничего очевидного. Если большинство клиентов рекламного агентства – крупные заказчики (особенно частные), то РА должно также донести до веб-разработчика тот факт, что работать будет трудно, будут изменения задач в ходе разработки, пересмотр логики работы сайта и прочие «сюрпризы», с которыми разработчику придется смириться. Вместе с тем, РА должно понимать, что процесс разработки у «технарей» - это строгая последовательность действий, и он устроен так, чтобы минимизировать количество изменений одного и того же участка работ. Поэтому, если РА знает, что от клиента можно ожидать неожиданностей, резких перемен в решениях, то необходимо подготовить партнера к этому заранее, мотивировать веб-разработчика, предложив увеличить бюджет в случае пересмотра договоренностей или изменения объема работ. Веб-разработчик, прежде всего, должен понимать, что работа над проектами рекламного агентства, скорее всего, потребует особого внимания. Сложнее всего будет смириться с тем, что ни РА, ни тем более, непосредственно клиент не собираются вникать в технические детали.

«Технарям» свойственно заблуждаться, думая, что другие владеют техническим аспектом так же хорошо, как они. Да, разработчик и рекламист изъясняются одними и теми же терминами, но попробуйте спросить у маркетолога, что такое сайт и, затем, то же самое у проектировщика баз данных или программиста, и вы увидите, что в их определениях ни одно слово не совпадает.

Таким образом, решив передать на аутсорсинг разработку сайта, РА должно быть готово к внимательному и продуманному процессу построения партнерских отношений, а веб-разработчик должен быть готов уделять РА повышенное внимание.

«РТ»: Какие подводные камни могут ждать обе стороны во время сотрудничества и как их избежать?

Может показаться странным, но многие возникающие проблемы настолько классические, что разобраны в каждом учебнике по управлению проектами. Рекламное агентство выступает в роли менеджера проекта со стороны клиента и в его обязанности входит контроль сроков, своевременное информирование подрядчика, обеспечение необходимыми материалами и т.д.

А это вовсе не то же самое, что давать задания штатным дизайнерам, которые сидят в соседней комнате.

Первая проблема — это соблюдение сроков. Не секрет, что в интернет-разработке лишь небольшая доля проектов завершается точно в оговоренные сроки. Мы применяем у себя подход, который внутри компании называем «превентивным». Однако суть его давно известна и проста — это установка различных внутренних и внешних сроков. Об этом мы предупреждаем и наших партнеров. Пример: если для клиента дедлайн 1 апреля, наш партнер ставит нам срок 25 марта, а внутренний дедлайн в нашей проектной группе — 15 марта. Таким образом, мы делаем запас по срокам, и разработка движется динамично. Обязательным условием является установка именно календарного срока, жестко привязанного к дате. Всем участникам проекта надо знать, что дедлайн установлен не просто так, а привязан к определенным событиям в жизни организации клиента, например, пресс-конференции, PR -кампании и т.д.

Вторая проблема — коммуникации. Если от партнера перестает поступать оперативная информация по проекту, — это тревожный сигнал. Опыт показывает, что неделя молчания, как правило, заканчивается телефонным звонком и просьбой срочно внести исправления, так как «через два часа у клиента внутренняя презентация».

Мы заранее договариваемся с партнерами о регулярном «фидбеке» даже если по проекту нет новостей. Кроме того, клиент должен получать от партнера информацию о процессе разработки без искажений, потому что любая недостоверность при передаче информации от веб-разработчика к клиенту неизбежно скажется на успехе проекта.

Третья проблема не столь очевидна и связана с отраслевой спецификой. В РА часто работают люди, которым запах мелованной бумаги ближе крючковатого программного кода. Выходцы из полиграфической отрасли стараются перенести в веб-дизайн принятые в их отрасли стандарты верстки и компоновки страниц, забывая, что брошюра верстается по готовому контенту, а веб-страница верстается до контентного наполнения. Квалифицированный веб-дизайнер знаком с принципами HTML -верстки и его творчество учитывает технологические особенности веба. Попытки сделать из веб-страницы брошюру часто заканчиваются неудачей, так как страдает браузерная совместимость. В таких случаях правильнее всего не верстать и не программировать, а разместить на сервере дизайн макеты целиком, создав лишь перекрестную систему ссылок.

Четвертая проблема — это техзадание. Сам факт существования такого документа осложняет взаимодействие. Существует вариант работы без ТЗ, однако в этом случае окончательную стоимость разработки невозможно оценить заранее. Сложность заключается в том, что агентству невозможно самостоятельно утвердить с клиентом ТЗ. Тут нет универсального решения, и в каждом случае мы применяем индивидуальный подход. Наша основная задача — обратить внимание партнера на наиболее сложные участки работ, неожиданная переделка которых может привести к срыву сроков проекта.

Важное условие крепких партнерских отношений — это активная позиция с обеих сторон. Мы настоятельно рекомендуем разработать регламент сотрудничества и описать порядок взаимодействия сотрудников и ответственность каждой из сторон. По крайней мере, внутри компании-разработчика для сотрудников должны существовать памятки по работе над проектами партнеров-агентств.

Необходимо регулярно проводить совместный ретроспективный анализ проектов.

«РТ»: Что включает в себя процесс разработки?

Наибольшего внимания со стороны РА требуют этапы проектирования и дизайна. Опыт показывает, что чем лучше они проработаны, тем меньше проблем появится в дальнейшем. Дизайн-макеты и ТЗ должны быть утверждены и подписаны именно клиентом, а не партнером.

Продвижением занимается тот из партнеров, у кого есть на это ресурсы. Бывает так, что агентство имеет собственное подразделение интернет-рекламы и поискового продвижения. Поддержкой обычно занимается веб-разработчик или клиент, если у него в штате есть специалисты.

Поддержка сайта веб-разработчиком неизбежно приведет к тому, что компания перестанет быть прозрачной для клиента, так как спектр услуг поддержки сайта очень широк: от контентного наполнения до написания программных модулей.

Обычно есть две финансовые составляющие партнерства: фиксированный процент от бюджета проекта и добавленная стоимость агентства. До начала разработки сайта мы делаем оценку стоимости, предоставляем ее агентству и гарантируем определенный процент от бюджета проекта. Как правило, у агентства есть возможность увеличить нашу стоимость за счет дополнительных собственных консалтинговых услуг.

«РТ»: А технические разработчики в чем-то ограничивают аппетиты креативного агентства?

Техническое воплощение даже самых безумных идей ограничено только бюджетом. Современные технологии позволяют реализовать практически любой креатив, сайты разве что пока не пахнут.

«РТ»: В заключение хотелось бы подвести итог нашей беседы. Итак, для того чтобы союз РА и веб-разработчика был прекрасным, нужно?...

... слушать и уважать труд друг друга.